Отец Бельмондо был скульптором, мать — художницей. До самой смерти, последовавшей в 84 года, отец Бельмондо продолжал работать, а когда Жан Поль был маленьким, они с отцом каждое воскресенье ходили в Лувр.
Наиболее известные картины с его учпстием - «На последнем дыхании», «Чочара», «Человек из Рио», «Чудовище», «Великолепный», «Профессионал» «Баловень судьбы» и др.
Жан Поль Бельмондо актерскому мастерству учился в Консерватории драматического искусства, но остался недовольным системой обучения, считал ее устаревшей, ибо там учили играть только классику. Бельмондо играл в разных театральных антрепризах и перед камерой впервые предстал, снимаясь в фильме о Мольере и его пьесах.
Дебют в кино для Бельмондо состоялся в 1957 в картине «Воскресенье». Когда фильм вышел на экраны, Бельмондо начали сравнивать с самыми знаменитыми звездами кино — Хэмфри Богартом, Джеймсом Д ином, Марлоном Брандо, Жаном Габеном.
Героя Бельмондо отличала развязная, даже нарочито вызывающая манера поведения, что оказалось созвучно настроениям молодежи того времени.
На рубеже 1950-1960-х гг. Жан Поль Бельмондо много снимался, в том числе за границей — в Италии, потом в США, но второй особенно значимой ролью опять становится персонаж Годара в картине «Безумный Пьеро» (1965). Бельмондо играл человека загадочного — бандита, сотрудничавшего с Сопротивлением и погибшего из-за вероломства женщины (как и Мишель Пуакар).
В 1970-е гг. Жан Поль Бельмондо — в зените славы — снимается в боевиках и комедиях, обнаруживая незаурядный дар перевоплощения («Великолепный», 1973), «Чудовище» (1976), «Маргинал» (1983). Как настоящему лицедею ему нравится развлекать публику, демонстрировать свои атлетические возможности (практически все трюки он выполнял сам), но он получает удовольствие и от интеллектуального кино.
В 1974
Бельмондо исполнил в фильме Алена Рене «Ставиский» заглавную роль русского авантюриста, изобретателя «финансовой пирамиды», человека, любившего и умевшего пожить, чья афера привела в 1930-е гг. к падению французского правительства. Критики писали, что Ставиский — второе «я» Бельмондо — «большой ребенок с дурными манерами», покоряющий сердца бесконечным обаянием.
Особую страницу в жизни и творчестве Бельмондо занимают отношения с другом-соперником Аленом Делоном, с которым они дружили в юности, снимались вместе в фильме «Борсалино», но поссорились, не поделив славы, а в 1997 вновь встретились на съемочной площадке у Патриса Леконта, снимающего ленту «Полшанса», где французы сталкиваются с русской мафией.
Бельмондо смолоду не был красавцем — перебитый нос (след занятий боксом), вывороченные губы. Итальянцы даже дали ему прозвище Урод. Но обаяние действительно делает его неотразимым, а с годами его облик умного и талантливого человека приобретает благородный шарм. Поэтому бандиты и жулики (вроде марсельского гангстера в «Борсалино», 1970, Роберто Ла Рокка в одноименном фильме, французского Робин Гуда Картуша или главного героя «Нежного подонка») делаются у него привлекательными, а уж люди положительные («Человек из Рио», 1964, «Профессионал», 1981) и вовсе.
У актера не сложились отношения с Каннским кинофестивалем,
Жан Поль Бельмондо ни разу не удостоился его призов, но у него есть другая почетная награда — Орден Почетного легиона. Режиссер Жан-Пьер Мельвиль, поставивший с Бельмондо фильмы «Леон Морен, священник», «Стукач» и др., назвал его самым большим открытием кинематографа после Жерара Филипа.