Барбара Стрейзанд (Barbra Streisand). Настоящее имя: Барбара Джоан. Родилась 24.4.1942 в Нью-Йорке.
Если бы потребовалось конкретное доказательство практического воплощения «Американской Мечты», то Барбара Стрейзанд вполне могла бы им стать. Некрасивая, застенчивая, одинокая девушка из полунищей семьи, она, благодаря таланту, голосу и значимости личности, стала суперзвездой 60-х, вообще отрицавших какие бы то ни было авторитеты. Барбара Стрейзанд одну за другой завоевывала новые и новые отрасли шоу-бизнеса: ночные клубы, театр, звукозапись, телевидение, кино. Актриса преодолела все: скепсис, недоверие, усмешки, отказы. И добилась не только славы, но и реноме красавицы. И это действительно была красота — красота таланта.
Отец Барбары Стрейзанд — профессор психологии и английского языка — умер, когда дочери едва исполнилось полтора года. Мать пошла работать бухгалтером, но жили трудно, часто не хватало самого необходимого. Костлявая, нескладная девочка с большим носом и косящими глазами — вечный объект детских насмешек — чуралась сверстников. Единственной отдушиной стало кино, куда она ходила по субботам. Искусство перевоплощения в других людей властно притягивало подростка. Пятнадцати лет от роду Барбара устроилась на лето в передвижной театр: работала уборщицей, попутно играла маленькие роли. Все вокруг отговаривали дурнушку от желания стать актрисой, но она упорствовала.
Барбара Стрейзанд свой путь в искусстве начала с выступлений в ночных клубах. Она правильно рассчитала, что привлечь внимание можно если не красотой, то оригинальностью. Рыжие волосы, набеленное лицо, ярко-красные ногти, черные сетчатые чулки, экзотические платья и украшения, таинственное очарование Востока (дебютантка выдавала себя за турчанку), необычный песенный репертуар — и публика клюнула. Эстрадные выступления Барбры (так она стала зваться) имели шумный успех.
На очереди был театр. В 1962-м Стрейзанд сыграла еврейскую девушку-секретаршу в пьесе «Я могу получить это от тебя оптом». Что-то неуловимо чеховское — одновременно смешное и грустное — было в ее работящей Иете Мармелстайн с ее лицом молодой борзой, пронзительным голосом и «утиной» походкой на широко расставленных ногах. Хотя роль была эпизодической, как говорят в таких случаях, «украла» не только представление, но и его премьера: год спустя Барбара Стрейзанд вышла замуж за актера Эллиота Гулда.
Вершиной же театральной карьеры Стрейзанд стало исполнение роли Фанни Брайс — звезды эстрадных музыкальных ревю Зигфилда в «Смешной девчонке», поставленной в 1964 году на Бродвее по мемуарам героини. Похвалы были всеобщими: великолепна, тонка, оригинальна, обладает своеобразным чувством юмора. Портреты новой звезды появились на обложках журналов «Лайф», «Тайм», «Шоу», «Космополитен». Возникла мода на прически «паж», удлиненные глаза и ниспадающие складками платья, характерные для актрисы. Барбара Стрейзанд была единогласно признана «развлекательницей года» и трижды демонстрировала свои туалеты на страницах «Вог» — самого престижного журнала мод. Выступала на инаугурации Линдона Джонсона в Белом Доме, что в США считается огромной честью и высшим индикатором популярности, получила несколько премий «Грэмми» за пластинки. Подписала мультимиллионный контракт с телевидением. У звезды образовалась целая армия поклонниц, убедившихся на ее примере, что для успеха в шоу-бизнесе совершенно необязательна красота.
В ореоле столь необычной для 60-х славы, лишь год назад родив сына, Стрейзанд прибыла в Голливуд для экранизации своего высшего театрального достижения. От былой застенчивости не осталось и следа. Новоявленная кинозвезда не стеснялась давать указания маститому режиссеру У. Уайлеру и не менее знаменитому оператору Г. Стрэдлингу, как ее надо снимать. Завела роман с партнером — Омаром Шарифом. Устраивала громкие скандалы на площадке, когда хотела настоять на своем. Однако съемочная группа, которую она успела восстановить против себя, посмотрев «Смешную девчонку» (1968), должна была признать, что исполнительница главной роли действительно великолепна.
Конечно, это была не столько Фанни Брайс, сколько сама Барбра с ее судьбой «от лохмотьев к богатству», редким даром подлинной клоунессы, сильным голосом, выразительными руками и еврейским юмором. Она выступила здесь и как балерина, блестяще спародировав танец из «Лебединого озера». Когда же в финале актриса пела берущую за сердце песню «Мой мужчина», то была трогательна и по-настоящему красива. Премия «Оскар» (ex aequo) и «Золотой глобус» увенчали этот успех. Однако последующие мюзиклы: «Хелло, Долли!» (1969) и «В ясный день видно далеко» (1970, с И. Монтаном), как и комедии «Филин и кошечка» (1970) и «Что случилось, доктор?» (1972) оказались не столь блестящими работами.
Новый взлет последовал в 1973-м, когда Барбра исполнила драматическую роль в фильме С. Поллака «Такими мы были». Кати Мороски — женщина, которая ради своих убеждений пожертвовала, любовью, была сыграна ею тонко и проникновенно. | В 1977-м Стрейзанд снова удостоили «Оскара» на этот раз как автора песни, исполненной ею же в фильме «Звезда родилась» (1976). К сожалению, эта картина во многом повторила коллизии первого успеха актрисы в кино, как и «Смешная дама» (1975), ставшая прямым продолжением «Смешной девчонки». В 1969 г. вместе с П. Ньюменом и С. Пуатье Стрейзанд основала фирму «Первые артисты» и j снялась в выпущенной ею комедии «В песочнице» (1972). В последние десять лет успешно выступала в качестве режиссера, поставив фильм о еврейском мальчике «Иентл» (1983) и «Властитель моря» (1991), выдвигавшийся на «Оскара».